У каждого варианта есть свои плюсы и минусы. Рассматривать какой двигатель лучше – не корректно, они все хорошие. Но у каждого свои определенные достоинства.

Этот вопрос может возникнуть, только если вы предпочитаете бензиновые двигатели, т.к. дизеля бывают только стационарные.

При катере длиной до 5 метров вариант один – подвесной двигатель.

При длине катера от 5 до 10 метров появляется выбор: подвесной или стационарный двигатель.


Достоинства подвесных двигателей.

Основное достоинство подвесных двигателей заключается в самом название «подвесной», т.е. он находится вне катера и крепится к транцу. Соответственно, он не занимает место в катере.

Второй большой плюс подвесных двигателей - это большая линейка мощности от 2 л.с. до 300 л.с. , что позволяет максимально хорошо подобрать двигатель в соответствии с  катером и вашими предпочтениями. 

У подвесных двигателей намного лучше соотношение веса мотора к его мощности, особенно это касается двухтактных двигателей, хотя КПД у двухтактных двигателей ниже. Соответственно расход топлива выше.


Недостатки подвесных двигателей.

Как обычно, недостатки подвесных двигателей вытекают из их достоинств.

Вы не сможете понизить шум, издаваемый работающим двигателем, больше, чем это сделано производителем. 

Хорошее соотношение веса к мощности означает, что подвесные двигатели высокофорсированные. Соответственно, ресурс двигателя значительно меньше, нежели чем у стационарного.


Стационарные двигатели.

Если вы выбираете катер со стационарным двигателем, то первый плюс -  у вас появляется выбор между дизелем и бензиновым двигателем.

По аналогии с автомобилями мы все знаем, что дизель потребляет меньше топлива, чем бензиновый двигатель. Это его основной плюс. Но стоимость «морского» дизеля почти в полтора раза выше, нежели его бензинового аналога.  Покупая дизель, мы вначале платим больше за сам мотор, но потом экономим на топливе.  Экономия на топливе достаточно значительная, но появляется второй вопрос – стоимость обслуживания, а у дизельных двигателей она получается выше. Проблема в некачественном топливе.  Эта проблема особенно сильно сказывается на легких турбированных  дизелях небольших мощностей 160 – 260 л.с.

Поэтому  основные плюсы дизеля могут быть испорчены нашими реалиями.


Бензиновые двигатели.

На сегодняшний день есть всего два производителя таких двигателей – это VOLVO PENTA и MERCRUISER. Какой из этих двух производителей лучше? Вопрос не корректный. В основном предпочтения отдаются тому производителю, у которого в данном регионе лучше сервис, лучше рекламная компания и т.д. Линейки мощностей у этих производителей практически одинаковые.

Это потому, что они используют одинаковые блоки двигателей, разные головки двигателей и навесное оборудование. Но подход к созданию двигателя один: высокая надежность и огромный ресурс. Чтобы было понятно – у всех двигателей  только  два клапана на цилиндр, максимальные обороты 5000, двигатель 220 л.с. весит примерно как два подвесных четырехтактных двигателя такой же мощности.  Если подытожить, то бензиновые стационарные двигатели это низкофорсированные двигатели с очень большим ресурсом и высокой надежностью.

Немаловажный фактор:  производители компенсируют небольшую линейку двигателей по мощности большим выбором повортно-откидных колонок (sterndrives) к этим двигателем.  Они бывают одновинтовые и двухвинтовые, с разными передаточными числами, а если учесть и выбор гребных винтов, то количество комбинаций очень велико.

Еще один немаловажный фактор,  который может повлиять на выбор в пользу стационарного двигателя – это возможность установки двухконтурного охлаждения. В контуре охлаждения двигателя находится тосол, а второй контур через теплообменник охлаждает тосол забортной водой. Преимущества такой схемы особенно интересны, если катер эксплуатируется  при температурах около нуля градусов. Да и при эксплуатации катера в соленой воде этот вариант более предпочтителен, т.к. двигатель защищен от воздействия соли.

И как обычно, плюсы - они же минусы. Для установки стационарного двигателя требуется моторный отсек, естественно, за счет полезного места в катере.  Но наличие моторного отсека дает ряд преимуществ. Во первых, это звукоизоляция. Можно добиться минимальных показателей по шуму и вибрации. Во вторых, это свободная корма и большая купательная платформа.

В третьих, в случае отказа или поломки двигателя в плавании у вас появляется возможность попытки отремонтировать  двигатель (даже по рекомендациям по телефону) без опасности упасть за борт либо уронить в воду какую-то деталь либо инструмент.


В заключение хочу сказать, что какой бы вы двигатель ни выбрали – вы не прогадаете, если будете соблюдать режимы эксплуатации, рекомендованные производителем, и вовремя делать ТО.